listen english

 «Разноканальный» английский 

В наше время существует огромное количество методик преподавания иностранного языка. Поэтому, когда студенты сталкиваются с «рутинными» заданиями типа заучивания бесконечных списков слов, степень их мотивированности к познанию нового языка, мягко говоря, снижается. Однако уже сейчас многие школы и языковые курсы пришли к пониманию, что результаты обучения намного лучше, если, например, новые слова представлены ​​не только как просто слова, но также и в виде изображения.

Множество исследований показывают, что в любой нашей ежедневной деятельности  мы используем все каналы восприятия для построения более широкой картины каждой конкретной ситуации и выработки максимально возможного количества способов поведения. Так же и с изучением иностранного языка – студент должен быть «всецело» вовлечен в процесс изучения, практически, «погружаться» в языковую среду во время уроков. В свою очередь, преподаватель выстраивает комплексный подход к работе с языковым материалом.

Подтверждением этому служит мультисенсорная теория обучения, которая гласит, что головной мозг обучается намного легче, если происходит одновременное стимулирование нескольких органов чувств (моторика, зрение, обоняние и другие). Использование нескольких чувств позволяет создавать больше когнитивных связей и ассоциаций с каждым конкретным понятием. Вполне возможно, что эти ассоциации взаимодополняющие, так как позволяют головному мозгу более глубоко запечатлеть слово и его перевод из языка, который человек изучает. Таким образом, новая информация является более доступной, так как появляется больше способов, посредством которых она может быть «активизирована» и извлечена из памяти.

Мы все используем различные стили обучения, и каждый преподаватель старается сделать уроки полезным для своих студентов. Поэтому, отметим некоторые особенности вовлечения разных сенсорных систем в процесс познания иностранного языка.

Зрение

Это может показаться очевидным, но зрение имеет решающий смысл, когда речь идет об обучении, особенно для визуалов (для тех, кто использует это чувство больше всего).

Часто мы воспринимаем этот момент как само собой разумеющийся, так как большинство упражнений включают «просмотр». Для того, чтобы сделать уроки более запоминающимся, можно использовать «привлекательный», «бросающийся в глаза» вид учебного материала.

Простые черно-белые листы обычно не удерживают внимание надолго (в случае работы с детьми такая форма подачи материала не стимулирует значительно внимание и, тем более, не удерживает его в нужной степени концентрации). При этом стоит помнить, что форма материала должна быть интересной и в то же время не слишком отвлекающей от самих учебных задач, превращающих урок в рассматривание забавных картинок.

Слух

Наверное, трудно себе представить изучение иностранного языка без привлечения этого канала восприятия. Процесс развития речи предполагает «слушание» слов и последующее воспроизведение услышанного. Любой учебник предлагает разные виды упражнений, связанных с пониманием прослушанной речи. Все же, стоит использовать дополнительные аудиоресурсы разных спикеров, отличающихся акцентом, темпом речи и т.д., поскольку попадая в иностранную среду, человек будет удивлен тем, что живая речь звучит совсем не размеренно и отчетливо, как в аудиозаписях того конкретного учебника, по которому он учился.

Моторные чувства

Урок – это не обязательно время, в течение которого ученики исключительно сидят на своих местах за партами. Даже взрослым иногда необходимо хотя бы чуть-чуть подвигаться во время занятия. И было бы замечательно «вплетать» кратковременную двигательную активность в общую канву построения учебного процесса, дабы не превращать уроки в обездвиженное «отсиживание».

Было доказано, что для качественного запоминания иностранных слов важно задействовать те области головного мозга, которые несут ответственность за моторику. Например, если человек не только слышит слова, звучащие на иностранном языке, но и подкрепляет их запоминание с помощью жестов, то шансы, что это слово останется в памяти надолго, будут очень высокими.

Изучение иностранных языков с помощью методов, которые включают одновременное задействование нескольких органов чувств и, в частности, жестов, превосходит методы, которые основаны только на чтение или прослушивании. В какой-то степени такой способ обучения работает по принципу «чем больше чувств – тем лучше». Однако, в идеале, отдельные чувственные впечатления должны соответствовать друг другу. Поэтому, даже при таком всесторонне-сенсорном подходе к обучению, важно придерживаться определенной логики построения занятий, а не просто перенасыщать их разрозненными упражнениями, привязанными к разным органам восприятия.